ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ
Жессмин Ховарт
Душка Ховарт рассказывает:
Во время одного из семинаров по Движениям инструктор из Канады обратился к Жессмин Ховарт со следующим вопросом: "Г-жа Ховарт, однажды Вы сказали, что если были бы утеряны все сложные Движения, мы могли бы работать только с Обязательными. Расскажите, пожалуйста, подробнее, что Вы имели в виду".
Жессмин ответила:
"Вы знаете, размышляя над этим, после долгого времени я поняла, что Обязательные были настоящим шоком.
В Первом Обязательном (First Obligatory) вы должны двигаться внезапно. Вместо того, чтобы двигаться непрерывно, вы должны мгновенно переходить от одной позиции к следующей, потом к следующей.
Сейчас мы все уже привыкли к этому, хотя в начале это было действительно шокирующее, но, во всяком случае, мы научились заранее представлять себе позицию и брать ее сразу совершенно четко, а не подгонять ее, взяв.
Первый Марш (First March) был создан в каком-то очень восточном стиле. Это также было для нас чем-то совершенно другим. Никто из нас не привык к подобным движениям рук, не привык подобным образом опускать руки, скользить ими, перемещать их так вокруг тела.
В Счете (Counting), помимо чувства, что мы считаем собственным телом, для меня самым важным было то, что мы обычно никогда не делаем, — слушать собственный голос. Гурджиев каждый раз давал нам это Движение в новой вариации. Мы должны были считать на разных языках. Иногда мы двигались медленно. Или очень быстро. Или в каноне, или пели счет, или считали в обратной последовательности. Иногда он останавливал физические движения, и мы продолжали ощущать их внутри, или останавливал счет вслух до определенного момента, пока не говорил нам продолжать считать вслух опять, и все мы точно знали, с какого номера продолжить счет.
Длительность Нот (Note Values) — я думаю, каждый сразу понимает, для чего предназначено это Движение. Это попытка быть осознанным об ощущениях всего тела, одновременно выполняя движения рук, головы, ног, в определенный момент — "беря ноту" соответствующей частью тела.
Марш Вперед (March Forward). И снова, здесь были очень необычные для нас позиции. Не знаю, говорил ли г-н Гурджиев когда-нибудь, но мы называли их "Позиции Будды". Падаешь на пол и замираешь.
Что касается последнего Обязательного, Мазурки (Mazurka), то сначала я не воспринимала этот танец всерьез, особенно когда г-н де Хартманн заявил, что г-н Гурджиев взял музыку для Мазурки из своего гитарного метода! Однако впоследствии я увидела эффект, производимый этим Движением на учеников, и урок, который следует из него вынести. После серьезной работы с первыми пятью Обязательными, как только ученики доходили до этого легкого, упругого, мелодичного танца — как сложно было сохранить постепенно нарабатываемые ту особенную энергию и внимание. Это было действительным подтверждением предупреждения
г-на Гурджиева: "в самый первый момент, когда у вас появится возможность потерять внимание — вы его потеряете!"
|