| ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕЖессмин Ховарт
 
  Душка Ховарт рассказывает: Во время одного из семинаров по Движениям инструктор из Канады обратился к Жессмин Ховарт со следующим вопросом: "Г-жа Ховарт, однажды Вы сказали, что если были  бы утеряны все сложные Движения, мы могли бы работать только с Обязательными.  Расскажите, пожалуйста, подробнее, что Вы имели в виду".
 
 Жессмин ответила:
 "Вы знаете,  размышляя над  этим, после долгого времени я поняла, что Обязательные были настоящим шоком.
 
 В Первом Обязательном (First Obligatory) вы должны двигаться внезапно. Вместо того, чтобы двигаться непрерывно, вы должны мгновенно переходить  от одной позиции к следующей, потом к следующей.  
                        Сейчас мы все уже привыкли к этому, хотя в начале это было действительно шокирующее, но, во всяком случае, мы научились заранее представлять себе позицию и брать ее сразу совершенно четко, а не подгонять ее, взяв.
 
 Первый Марш (First March) был создан в каком-то очень восточном стиле. Это также было для нас чем-то совершенно другим.  Никто из нас не привык к подобным движениям рук, не привык подобным образом опускать руки, скользить ими, перемещать их так вокруг тела.
 
 В Счете (Counting), помимо чувства, что мы считаем собственным телом, для меня самым важным было то, что мы обычно никогда не делаем, —  слушать собственный голос. Гурджиев каждый раз давал  нам это Движение в новой вариации. Мы должны были считать на разных языках. Иногда мы двигались медленно. Или очень быстро. Или в каноне, или пели счет, или считали в обратной последовательности. Иногда он останавливал физические движения, и мы продолжали ощущать их внутри, или останавливал счет вслух до определенного момента, пока не говорил нам продолжать считать вслух опять, и все мы точно знали, с какого номера продолжить счет.
 
 Длительность Нот (Note Values) —  я думаю, каждый сразу понимает, для чего предназначено это Движение.  Это попытка быть осознанным об ощущениях всего тела, одновременно выполняя движения рук, головы, ног, в определенный момент —  "беря ноту" соответствующей частью тела.
 
 Марш Вперед (March Forward). И снова, здесь были очень необычные для нас позиции. Не знаю, говорил ли г-н Гурджиев когда-нибудь, но мы называли их "Позиции Будды". Падаешь на пол и замираешь.
 
 Что касается последнего Обязательного, Мазурки (Mazurka), то сначала я не воспринимала этот танец всерьез, особенно когда г-н де Хартманн заявил, что г-н Гурджиев взял музыку для Мазурки из своего гитарного метода! Однако впоследствии я увидела эффект, производимый этим Движением на учеников, и урок, который следует из него вынести. После серьезной работы с первыми пятью Обязательными, как только ученики доходили до этого легкого, упругого, мелодичного танца —  как сложно было сохранить постепенно нарабатываемые ту особенную энергию и внимание. Это было действительным подтверждением предупреждения
 г-на Гурджиева: "в самый первый момент, когда у вас появится возможность потерять внимание —  вы его потеряете!"
 
 
 
 |