Музыкальный класс Жессмин Ховарт
Фонд Гурджиева, Нью-Йорк
4 июня 1983
транскрипт аудиозаписи
ПЕРВЫЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
(Karel играет … очень нечетко)
Жессмин Ховарт: Я хотела бы кое-что сказать. Пожалуйста,
расслабься. Стоять не обязательно.
Я полагаю, что Господин Гурджиев задумал "Первый Обязательный"
как первое упражнение, в котором ученики брали позицию
немедленно, намеренно как СТОП.
Подобное движение казалось очень странным, когда он впервые
дал его, потому как люди привыкли двигаться непрерывно.
Понимаете, чтобы быть способным взять позицию точно и
намеренно, все ваше тело должно находиться в определенном
тонусе.
Пианист должен левой рукой не только брать аккорд, но
и отпускать его. Ведь для учеников каждая позиция — это
позиция, так что не позволяйте руке оставаться на аккорде.
Освобождайте ее.
Другой момент. Даже не знаю, почему так происходит. Музыка,
наверно, настолько триумфальна, что пианист обычно играет
ее слишком громко. Я рада видеть, что вы как класс не
реагируете так, как реагировал бы класс начинающих. Если
бы вы играли подобным образом, все начинающие бы … уффф!
Когда вы играете с подобной интенсивностью, (я понимаю,
что дело отчасти в этом фортепиано), ученики незамедлительно
реагируют напряжением. Итак, как найти такое касание клавиш,
которое было бы решительным, и вместе с тем не было бы
напряженным.
Сейчас, работая над этим упражнением, я пытаюсь создать
круг ощущений, я начинаю … Господин Гурджиев всегда говорил
в начале "помните спину!".
Движения, идущие из двигательного центра, центрированы
в спинном мозге. В первую очередь, я ощущаю свою спину,
даже прежде чем начну двигаться. И с
опорой на спину я беру позицию. Я стараюсь
осознавать ощущения в моих руках, затем в ногах, затем
в голове, шее и лице.
Если третий темп исполняется стаккато и звучит немного
похожим на танец — я теряю мое внутреннее ощущение веса.
В каждом темпе я прикладываю немного меньше интенсивности,
приходя в позицию. Пианист прикладывает немного меньше
интенсивности, беря аккорд.
В самом деле, если кто-то из вас начинающий пианист, я
бы рекомендовала работать над левой рукой в отдельности.
Мелодия прекрасна и пианист хочет вывести ее. Но именно
левая рука дает ученикам импульс двигаться, причем двигаться
правильно. В конце концов, на мой взгляд, вы достаточно
способны, чтобы запомнить мелодию. Когда вы исполняете
музыку в первый раз, если необходимо, играйте только левой
рукой и наблюдайте за учениками.
Еще один вопрос. Ускорение темпа. Очень трудно соблюдать
ускорение темпа каждый раз на одну треть. Я думаю, это
практически принято сейчас, что пианист исполняет первый
темп как одну вторую; второй темп, как одну четвертую
с точкой; и третий темп как одну четвертую. То есть, мы
заканчиваем с темпом вдвое быстрее, чем начинали. Господин
де Хартманн играл не так, но мы же не Господин де Хартманн.
Одним словом, если одна треть слишком трудна, играйте
вторым способом.
(Cathy исполняет две части "Первого Обязательного")
Я бы хотела сказать еще одну вещь. Посмотрите в ваши
ноты, посмотрите, как они написаны. Внимательно. Как вы
заметили, в первом такте есть только привычные три ноты
одна вторая. Далее, во втором такте, мелодия начинается
восьмью нотами. Практически все исполняют первые три аккорда
быстрее, чем они исполняют второй такт. Ваши глаза говорят
вам: "Это короче, это длиннее". Итак, первые
три счета должны быть абсолютно такими же, как вы намереваетесь
исполнять дальше. Вы должны думать об этом и быть в этом.
И я была очень рада, что в начале ты освобождала левую
руку так, что ученики действительно могли брать каждую
позицию точно. Затем это качество было потеряно. Работай
над левой рукой. То, как, с каким весом ты берешь ноту,
как ты освобождаешь ее — это то, что дает ученикам тонус,
на который они должны настроить тело.
|