Георгий Гурджиев – учитель мудрости, философ и мистик. Посвятил свою жизнь исследованию природы человека и развитию сознания. В поиске ответа на вопросы "Как устроен мир? Где место человека в этом мире? В чем смысл жизни?" много лет путешествовал по странам Азии, постигая древнюю мудрость в монастырях и духовных братствах, на собственном опыте исследуя незнакомые европейцам методы саморазвития.
Вернулся в Россию, принеся с собой систему философских идей и практических упражнений – Четвертый Путь. После революции жил во Франции, где основал "Институт Гармоничного Развития Человека". Неотъемлемой частью учения Гурджиева являются Движения (сакральные танцы и полиритмические упражнения на развитие расширенного внимания), а также музыка древних традиций, побуждающая к духовному поиску.
О том, что дает практика Движений, читайте в разделе Что это?
|
|
С исторической точки зрения Движения Гурджиева можно разделить на три группы:
– Движения "раннего периода"
– Движения "позднего периода" или "39 Движений"
– Остальные Движения "позднего периода"
|
|
1. Движения "раннего периода", 1918-1924
В эту группу входят Движения, которые Гуржиев преподавал, начиная с лета 1918 года в Ессентуках и до автомобильной аварии 1924 года. Многие из них вошли в репертуар демонстраций Движений в Париже и США в 1923-1924 годах. Это шесть Обязательных и еще около тридцати Движений, некоторые из которых, например, "Инициация Жрицы" и "Прощальная Церемония", были позднее утеряны.
Доподлинно неизвестно, какие из этих Движений являются точным (насколько это было возможно) воспроизведением древних Сакральных Танцев, которые Гурджиев видел или в которых принимал участие во время странствий, какие из них созданы им самим на основе полученных знаний и опыта, а какие являются некой комбинацией первого и второго. На этот счет мнения его учеников, в том числе тех немногих ныне здравствующих, работавших с ним в 40-х годах, расходятся и являются скорее субъективными.
Музыка для Движений "раннего периода" была написана Томасом де Хартманном под руководством Гурджиева и в соавторстве с ним. Существуют ноты для фортепиано соло и симфонического оркестра, в сопровождении которого проходили демонстрации Движений в 1923-1924 годах. Композиторский союз де Хартманна и Гурджиева продолжался вплоть до 1927 года, всего ими было создано более трехсот музыкальных произведений.
|
|
2. Движения "позднего периода" или "39 Движений", 1939-1949
Серия 39-ти Движений (во французском варианте) или 46-ти Движений (в американском варианте).
В эту группу входят Движения, созданные Гурджиевым в последние десять лет жизни. Гурджиев не передавал их в уже готовом, законченном виде, а "лепил" постепенно, экспериментируя, наблюдая, какой эффект они производят на участников. Если его что-то не устраивало, он оставлял текущее Движение незаконченным, никогда более к нему не возвращаясь, и переходил к следующему. Если бы он дал добро продолжать работу со всеми Движениями этого периода, получилась бы Серия из более ста Движений.
При жизни Гурджиева для Движений "позднего периода" не существовало специально написанной музыки. Работая с ними, Гурджиев задавал лишь ритм и пианист должен был каждый раз импровизировать. Музыка, которую мы используем сейчас, была написана де Хартманном уже после смерти Гурджиева. Для Движения №4 используется "Молитва Ессентуки", изначально написанная в 1918 году и позднее адаптированная для этого Движения.
Отметим также, что при жизни Гурджиева Движения Серии 39-ти (46-ти) не имели и названий, использовались только номера: Движение №1, Движение №2 и т.д. Номер присваивался на том этапе, когда Гурджиев считал Движение полностью законченным. Названия этим Движениям были даны последователями Гурджиева значительно позже.
В Париже 39 Движений давались Гурджиевым в определенной последовательности, но во время своей последней поездки в Нью-Йорк он добавил к ним еще семь "американских" Движений, преподавая всю Серию из теперь уже 46-ти Движений в совершенно другой последовательности. Несмотря на это, Движения "позднего периода" практически везде принято называть "39 Движений".
|
|
Таблица соответствия номеров Движений американской и французской Серий и их современные названия, иногда используемые сейчас.
|
Номер
Движения
в Серии 46-ти
(американской)
|
Номер
Движения
в Серии 39-ти
(французской)
|
Названия
(данные не Гурджиевым) |
1 |
19 |
Stop or Wheel |
2 |
5 |
Pointing Dervish |
3 |
2 |
Prayer in 4 Parts or Ritual Movement |
4 |
30 |
Canon of Six Measures |
5 |
31 |
Rhythms |
6 |
– |
American March |
7 |
– |
American "I wish to be" |
8 |
16 |
Running or Seagull |
9 |
18 |
Body Circling |
10 |
10 |
Persian Dance |
11 |
17 |
Multiplication |
12 |
13 |
Ancient Waltz or Persian Waltz |
13 |
12 |
Alleluia |
14 |
1 |
Counting Automaton |
15 |
23 |
Mazurka |
16 |
32 |
Automaton Note Values |
17 |
24 |
Sharsse Varsse |
18 |
11 |
Lord Have Mercy |
19 |
27 |
Canon of Twelve |
20 |
8 |
Running Six Positions |
21 |
3 |
Three Tableaux or Scenes from a Sacred Temple |
22 |
21 |
Remorse |
23 |
– |
American Multiplication |
24 |
– |
I AM |
25 |
14 |
Breast Breathing Dervish or Reading of a Sacred Book |
26 |
– |
Slow Morse or American Morse |
27 |
4 |
Essentuki Prayer or Prayer for Instruction |
28 |
6 |
Canon |
29 |
15 |
Lundi, Mardi, … or The Days of the Week |
30 |
7 |
Women’s Dance |
31 |
9 |
Olbogmek |
32 |
20 |
Dervish or Tramping |
33 |
22 |
March |
34 |
25 |
Black and White Magic |
35 |
26 |
Cutting Multiplication |
36 |
28 |
Machine Group |
37 |
– |
English Turning |
38 |
– |
Second English |
39 |
29 |
Old 39 |
40 |
33 |
Cosmic Rhythm |
41 |
34 |
Multiplication |
42 |
35 |
March |
43 |
36 |
Canon of Left Arm or Dervish Exercise |
44 |
37 |
Dance |
45 |
38 |
Twice Six |
46 |
39 |
Meditation or Prayer or Inner Work |
|
|
3. Остальные Движения "позднего периода" и упражнения
В эту группу входят Движения, с которыми Гурджиев экспериментировал, но в конечном счете не включил в Серию 39-ти. Сколько их было всего – история умалчивает, сохранилось около двухсот. Сюда же можно условно отнести и подготовительные упражнения, созданные его учениками.
|
|
большое спасибо
Душке Ховарт и Вивьен Эллиот
за помощь в написании данной статьи
Елена Блум
|
|
|
Георгий Гурджиев
|
|
"Инициация Жрицы"
|
|
Томас де Хартманн и его оркестр
|
|
Один из Обязательных –
"Марш Вперед"
|
|
Манускрипт "Молитвы Ессентуки"
|
|
Движение №19
(Американский №1)
|
|
Мультипликация №17
(Американский №11)
|
|
"Круги Ом"
|
|
|